В этом году лето в кантоне Вале, туристической швейцарской Мекке, выдалось влажным и жарким. Тем не менее городской праздник, который был задуман уже давно и организован со швейцарской тщательной дотошностью, прошел здесь ровно в срок и по расписанию. Центром празднества стал проспект Роже Бонвена (Roger Bonvin, 1907-1982), названный так в честь бывшего мэра Сьона (1955-1962) и члена федерального кабинета министров (1962-1973 гг.).
В тени молодых деревьев, высаженных совсем недавно вдоль улицы, были установлены надраенные до блеска стационарные гриль-решетки для пикников и приготовления блюд на углях, рядом с ними столы, и, конечно же, места для, разумеется, раздельной утилизации мусора. Здесь, как видно, убеждены, что чисто там — где и не сорят и все вовремя убирают. Собственно, такой прагматичный подход был характерен для всего проекта «редизайна» городской общественной среды в Сьоне. Центром проекта стал опять же проспект Роже Бонвена, пешеходная улица на востоке города, расположенная на пересечении двух быстро развивающихся жилых кварталов.
Еще несколько месяцев назад этот проспект представлял собой бесконечную массу бетона и асфальта, без скамеек, без зеленых насаждений и без возможности передохнуть где-нибудь в тени. А сегодня эта улица может быть занесена во все учебники по урбанизму и городской архитектуре. «Раньше у людей не было тут ровным счетом никаких стимулов к тому, чтобы остановиться, задержаться подольше, все просто быстро проходили по ней по своим делам, и все. Но теперь ситуация изменилась кардинально», — Лоран Эссиг (Laurent Essig), отмечает ландшафтный архитектор и руководитель реконструкции проспекта Роже Бонвена. По его словам, цель проекта состояла не просто в создании дружественного по отношению к прохожим, удобного и комфортного городского пространства.
Дело в том, что реконструкция проспекта не была прихотью городских властей, эта инициатива изначально являлась частью швейцарской федеральной программы постепенной адаптации страны к новым климатическим реалиям. Город Сьон участвовал в этой программе в период с 2014 по 2016 годы с проектом «AcclimataSion», который был призван показать, как реализация градостроительных проектов может способствовать не просто созданию удобной городской среды, но и решению куда более сложной и перспективной задачи, а именно, адаптации современных городов к новым климатическим условиям, особенностью которых является более резкий перепад температур и более резкие переходы от влажности и холода к жаре и сухости.
Недавние потопы в Москве являются в этом смысле замечательным доказательством того, что от климатических проблем не застрахован никто. Но вот подход к их решению, как видно, может быть очень разным. В этом смысле Сьон представляет собой совершенно особый случай. «Этот город, если брать его в контексте всей страны, в наибольшей степени подвержен потеплению», — говорит Лионель Тудиско (Lionel Tudisco) из местного Ведомства городского планирования (Amt für Raumplanung).
В самом деле, за 20 последних лет средняя температура воздуха в Сьоне выросла на 1 градус по Цельсию, а количество дней в году со средней температурой воздуха выше 25°C увеличилось с 56 до нынешних 76 дней. «При этом осадков у нас выпадает такое же количество, как и в Марокко», — отмечает Лионель Тудиско. Такие перемены, разумеется, становятся настоящим вызовом и для городской среды, и для людей, и для городской инфраструктуры. Главная же проблема заключается в необходимости найти оптимальный режим борьбы с экстремальными температурными перепадами.
Тепловые острова
Любой городской житель, — а это каждый второй человек в мире, — знает, что в летнее время центр города, как правило, превращается чуть ли не в раскаленную печь. В городском пространстве появляются так называемые тепловые острова, то есть источники концентрированного теплового излучения, в роли которых могут выступать асфальтированные поверхности дорог, транспортные средства (автобусы), промышленные объекты, охладители систем отопления или кондиционирования, сбрасывающие в атмосферу излишки тепловой энергии.
В итоге в городах средняя температура воздуха может быть на 4-5 градусов выше, чем в сельской местности, от чего страдают, в первую очередь, пожилые горожане, а также флора и фауна. Асфальтирование или применение иных типов улично-дорожного покрытия (пресловутой плитки) прерывает естественную циркуляцию воды, выпадающей на землю в виде осадков, что создает в городе нездоровую атмосферу и негативно сказывается на степени биологического разнообразия.
«Чтобы решить эту проблему в городах необходимо как-то увеличивать площадь зеленых насаждений и рекреационных зон. Менять нужно и тип улично-дорожного покрытия», — говорит Лионель Тудиско, подчеркивая, что одно живое дерево по своему воздействию на климат эквивалентно пяти кондиционерам — но без вредного воздействия этих пяти агрегатов на экологию.
По словам Мартины Ребете, климатолога из Университета города Невшатель и сотрудника швейцарского Федерального института научных исследований в области леса, снега и ландшафта (Schweizer Instituts für Wald, Schnee und Landschaft — WSL), увеличение территорий с зелеными насаждениями оказывает ощутимое позитивное воздействие на климат в городе. «Замена асфальтированной поверхности на эквивалентную площадь зеленых насаждений дорогами может снизить среднюю температуру воздуха на величину до 5-ти градусов Цельсия», — указала она недавно в интервью швейцарской газете Le Matin Dimanche.
«Гостиная» на месте парковки
В итоге в Сьоне вдоль проспекта Роже Бонвена было высажено около 700 кленов и создано в общей сложности 5 тыс. кв. м. зеленых насаждений. Речь при этом шла, подчеркнем еще раз, не о чахлых клумбах, а о сплошных пространствах зелени. К этому добавилось восстановление естественного режима циркуляции осадков за счет замены сплошного дорожного покрытия на водопроницаемое. Кроме того, неподалеку от новых гриль-печей был устроен детский бассейн, а все вместе это помогло увлажнить воздух и создать более благоприятный микроклимат в самом центре города.
Пока, правда, площадь кажется несколько голой, но когда деревья вырастут, то центр города станет прохладным оазисом. Так говорят, по крайней мере, инициаторы проекта. Заметны перемены и торгово-деловом квартале города. Как говорит Лионель Тудиско, основное внимание здесь было сосредоточено на избавлении городского пространства от наземных парковок, визуально и экологически отягощающих городское пространство. В частности, на площади де Ремпар (Place des Remparts, от слова Rempart — крепостная стена), недалеко от исторического центра, большая автостоянка под открытым небом была превращена в «городскую гостиную».
«Вместо автомобилей здесь теперь стоит беседка и растут деревья. Материал, используемый для дорожного покрытия площади, имеет более светлый цвет, чтобы лучше отражать солнечные лучи, и к тому же он водопроницаем. Тем самым мы восстанавливаем естественный круговорот воды в природе, сужаем амплитуду тепловых колебаний, да и риск подтопления городского пространства значительно снижается».
Борьба с «тепловыми островами», как показала международная конференция, недавно прошедшая в Берне, может происходить в самых разных форматах. К ним относятся создание специальных воздушных «коридоров», способствующих переносу в центр города свежего воздуха со стороны окружающих лесных массивов, превращение крыш зданий из залитых гудроном адских поверхностей, растапливающихся на жаре и отравляющих воздух, в своего рода городские луга. А для начала к позитивному эффекту может привести даже простое изменение цвета крыш на более светлый.
«Температуру воздуха в городе легко уменьшить на несколько градусов, модифицировав внешний цвет зданий и их теплофизические характеристики», — рассказывает Ален Клапье (Alain Clappier), профессор климатологии Университета Страсбурга и Высшей технической школы Лозанны (ETH Lausanne). Так, в особенно солнечный день «растительная» крыша если и разогреется, то в худшем случае до 30 градусов, а не до 80°С, как это делает обычная городская крыша темного цвета.
Недостаточно посаженных деревьев
А между тем в общем и целом Швейцарию ожидают не очень утешительные прогнозы. К концу 21-го века средняя температура воздуха в стране может увеличиться в среднем на 3-4 градуса. Достаточно ли в таких условиях просто сажать деревья? Что следовало бы дополнительно предпринять для того, чтобы сделать городское пространство более комфортным и по-настоящему пригодным для жизни? Как говорят эксперты, просто озеленением уже не обойтись.
Как говорит Ингрид Конинкс (Ingrid Coninx) из Университета города Вагенинген (Wageningen) в Нидерландах, сажать деревья в городах нужно не абы как, но с умом. «Деревья могут играть и негативную роль, не пропуская свежий воздух к поверхности земли, в результате чего как температура воздуха, так и степень ее загрязнения, могут начать повышаться», — цитирует ее слова французское информационное агентство AFP. «Важно также правильно выбирать виды растений, высаживаемых в городах», — напоминает Лионель Тудиско. Конкретно для Сьона были выбраны тонкоствольные деревья, такие, как береза и смоковница (инжир), способные выдержать сухое тепло, дефицит воды и характерный для города повышенный уровень загрязненности воздуха и воды.
«Однако, наверное, главная дилемма, с которой столкнутся современные города в ближайшем будущем, заключается в другом», — говорит Роланд Хоманн (Roland Hohmann) из швейцарского Федерального ведомства по вопросам окружающей среды (Bundesamt für Umwelt — BAfU, структурное автономное подразделение Федерального департамента (министерства) экологии, транспорта, энергетики и коммуникаций). «Речь идет о совмещении, с одной стороны, растущей степени плотности городской застройки, а с другой стороны, необходимости выделять все больше площадей под создание зеленых зон и парково-рекреационных пространств, способных создать в наших городах приятный климат».
«И, конечно же, любые урбанистические проекты, любые попытки сделать городское пространство более современным и комфортным, не могут реализовываться без участия самой широкой общественности», — добавляет Лионель Тудиско. «Кроме того, следует учитывать, что большинство зданий в городе находится в руках частных владельцев, а они вплоть до самого последнего времени не очень-то интересовались проектами в области реконструкции общественного городского пространства. И здесь нам еще постоит немало поработать, в том числе, используя современные методы агитации и информационного просвещения». В самом деле, здесь ведь нельзя просто за ночь подогнать экскаваторы и начать сносить неугодные строения. В Швейцарии ведь „бумажка“ с правами собственности — это святое.
Что предпринимают другие швейцарские города?
«Мы осведомлены о проблеме «тепловых островов», — сказала нам Мелани Буттерлинг (Melanie Butterling) из Федерального ведомства по вопросам пространственного развития (Bundesamt für Raumentwicklung — ARE, также является структурным автономным подразделением Федерального департамента (министерства) экологии, транспорта, энергетики и коммуникаций).
Она подчеркивает, что позитивное влияние на городской температурный баланс могут оказывать даже самые, казалось бы, элементарные шаги и меры, такие, как адекватный выбор пространственного расположения здания, строительство парковок и дорог с водопроницаемым покрытием.
В Цюрихе, самом большом городе страны, эксперты решили выявить перечень факторов, негативно влияющих на городской климат. Проект недавно был завершен и теперь эксперты разрабатывают конкретные меры по устранению выясненных «узких мест». Власти рекомендуют, например, ограничить высоту зданий и плотность застройки в целях обеспечения циркуляции воздуха в городе.
Берн реализует сейчас пилотный проект, в рамках которого эксперты намерены изучить роль зеленых насаждений (деревьев) в городском пространстве, и как с их помощью можно было бы адаптировать городскую среду к условиям глобального потепления.
А вот Лозанна сделала ставку на программу озеленения не только города, но и самих зданий. Так, недалеко от нее, в городке Шаван-пре-Ренан (Chavannes-près-Renens), будет скоро построен уникальный высотный жилой комплекс «Кедровая Башня» («Tour des Cèdres»). Она будет иметь высоту в 117 метров. По всей внешней поверхности башня будет засажена деревьями и кустарниками и это будет самое высокое в Швейцарии здание такого рода.
Источник:
Swissinfo.ch